При аутсорсинге часть задач, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем, делегируется внешней специализированной компании. IT-аутсорсинговые (сервисные) компании зарабатывают, как правило, на разнице в стоимости специалистов на внешнем и локальном рынках. За ними даже закрепилось достаточно обидное прозвище – «бодишопы».
Продуктовая модель IT-компаний полного цикла предполагает, что они самостоятельно развивают свои проекты и затем продают заказчикам в виде готовых продуктов.
Существуют продуктовые компании неполного цикла, когда разработка ведется на территории Украины, но руководство, сейлзы и маркетинг находятся за пределами страны.
В последнее время стала пользоваться популярностью еще одна модель – аутстафинг, когда команда IT-специалистов физически находится в Украине и формально работает на украинского работодателя, но фактически является частью зарубежной компании. В таком виде аутстафинг очень похож на работу продуктовых компаний неполного цикла.
Разнообразие или однообразие
Аутсорсинговым компаниям достаются лишь «плохие» проекты – это распространенное заблуждение часто приводят при сравнении сервисных и продуктовых компаний.
На самом деле количество аутсорсинговых проектов чрезвычайно велико, а области их применения весьма разнообразны. Можно легко найти примеры мастодонтов, которые многие годы разрабатывались различными аутсорсинговыми командами по всему миру, и свежие научно-исследовательские проекты с использованием сверхновых технологий для мировых лидеров.
В аутсорсинговой компании специалисту полезно знать много языков программирования и необязательно разбираться в бизнесе заказчика. В продуктовой – все наоборот
В этом случае IT-специалисту полезно знать много языков программирования, фреймворков (библиотек) и инструментов. Но часто вовсе не обязательно разбираться в предметной области или бизнесе заказчика.
В последнее время я наблюдаю ситуацию, когда акцент требований к специалисту смещается в сторону готовых продуктов или смежных технологий. Например, популярными являются вакансии Wordpress разработчик, Magento разработчик, SharePoint разработчик, специалист по настройке и развертыванию Microsoft Dynamics и т.д. вместо классических .NET / PHP разработчик. Также востребованными становятся специалисты, которые работают с популярными системами управления контентом (CMS).
В продуктовых компаниях нет такого большого разнообразия проектов, разрабатываются они обычно годами. Кроме технических знаний, специалистам очень важно разбираться в предметной области, и, как следствие, фокусироваться на специфических вещах и технологиях. Они вовсе не обязательно будет востребованы в других компаниях.
Если взять, например, продуктовую компанию Grammarly, то ее специалисты должны разбираться в методах и алгоритмах обработки естественного языка. Viewdle, которую
недавно купила Google, основной упор делает на методы обработки изображений. В The Frayman Group пригодятся знания Data Mining и понимание алгоритмов извлечения сущностей из текстов. В компаниях по разработке математического софта, кроме знаний математики и программирования, необходимо уметь работать с Matlab, MathCAD и другими профильными пакетами.
Для кого-то плюрализм проектов – плюс, для кого-то – минус. Важно понимать, что вам больше нравится.
Бизнес-процессы и коллектив
Здесь преимущество однозначно на стороне продуктовых компаний. Внедрить эффективные бизнес-процессы там проще, поскольку количество коммуникаций на порядок меньше. Без них продуктовая компания вряд ли сможет оставаться успешной на протяжении длительного периода.
Отлаженные бизнес-процессы и устоявшаяся корпоративная культура – прерогатива продуктовых компаний
Но чем меньше связей в компании, тем больше их важность. Поэтому сотрудник продуктовой компании должен быть не только технически грамотным, но и отлично вписываться в команду. Из-за этого значительно возрастает время и стоимость поиска подходящих кандидатов.
В сервисных компаниях, как правило, понятие корпоративной культуры играет меньшую роль. Это снижает лояльность и приводит к большой текучке кадров. В продуктовых – все наоборот. Сотрудники чаще испытывают гордость за результаты своего труда и продукт в целом.
Большой плюс крупных сервисных компаний в том, что сотрудники периодически могут менять проекты, коллектив, или даже… города (в исключительных случаях – и страны) проживания. И все это без необходимости менять компанию-работодателя.
Оплата труда
Считается, что в продуктовых компаниях зарплаты в среднем выше. По своему опыту и опыту коллег могу сказать, что часто это совсем не так. Многие продуктовые компании пользуются высокой лояльностью сотрудников и предлагают меньшую зарплату или менее конкурентные условия труда.
В аутсорсинговой компании зарплаты двух одинаковых специалистов, занятых в разных проектах, могут существенно отличаться
Несколько лет назад я проходил собеседование в одной известной компании – мировом лидере в своей области. Они предлагали среднюю по украинским меркам зарплату без социального пакета. Работать необходимо было по 8-12 часов в день, не отвлекаясь на другие активности. Зато собеседования сопровождались разговорами о «корпоративной культуре» и необходимости быть «фанатом компании и продукта». Потом они долго удивлялись, как это я смог отказаться от «такого предложения».
Большие зарплаты могут выплачивать ключевым сотрудникам, от которых зависит key value продукта или которые являются носителями уникальных знаний (патенты, алгоритмы). Большинство специалистов такими знаниями не обладают. Алгоритм ранжирования результатов поиска Google или точная формула состава Coca-Cola известны лишь нескольким топ-менеджерам и владельцам компаний – от них и зависит key value.
В командах, которые работают по принципу аутстафинга (например, Ciklum, Cogniance, Frog, Epam), уровень оплаты специалистов часто регулируется договоренностями с конкретным клиентом. Поэтому зарплата двух специалистов одного и того же уровня в рамках одной компании, но в разных командах, может существенно отличаться.
Цена ошибки
В сервисных компаниях практически штатной является ситуация, когда сроки затягиваются, а проекты не вписываются в первоначальный бюджет. Некоторые заказчики и вовсе сворачивают проекты, не дойдя до финиша. Условная ситуация «два завершенных проекта, один убыточный» вполне привычная, при этом сотрудники и часто менеджмент (!) не несут персональной ответственности за провалы.
Проблемы могут легко списать на неидеальный процесс, уволившегося сотрудника, недоукомплектованность команды. Реально провинившихся людей редко выгоняют из компании или понижают в должности.
Однажды на мой вопрос, кто понесет персональную ответственность, если проект провалится, я получил ответ: «Команда». Стало сразу понятно, в оговоренные сроки и бюджет проект не впишется – так и произошло.
У продуктовых компаний цена ошибки гораздо выше
У продуктовых компаний цена ошибки гораздо выше. Ведь любое затягивание сроков и выпуск некачественного продукта – прямой удар по финансовым показателям и репутации. Это приводит к возникновению напряженной ситуации внутри компании, овертаймов и лишениям бонусов и премий.
Плюс ко всему в продуктовых компаниях уровень персональной ответственности на порядок выше, что требует большей концентрации и отдачи. Как правило, сами проекты тут тоже сложнее. Не все готовы работать в таком ритме.
В одном из проектов каждого члена команды заранее предупредили о персональной ответственности за свою работу. В результаты уложились, но пришлось расстаться с половиной команды. На мой взгляд, это позитивно сказалось на других членах команды, которые не хотели исправлять ошибки менее ответственных сотрудников.
И да, в продуктовые компании редко берут новичков.
Главное – люди, а не компании
Идеальных компаний не существует. Многие идут в продуктовую компанию после N лет в аутсорсе. Кто-то ищет сложные проекты и готов брать на себя ответственность, а кто-то хочет затеряться внутри большого «муравейника». В то же время первый практический опыт, скорее всего, вы получите в сервисной компании.
Конечно, многое зависит от отдельно взятой компании, города, проекта, людей и многих других факторов. Но если бы я выбирал компанию только по одному критерию, то хотел бы найти хорошего непосредственного руководителя. Все остальное вторично.
http://forbes.ua/opinions/1340748-na-chto-nuzhno-obratit-vnimanie-novichku-pri-vybore-pervogo-it-rabotodatelya